25.08.2009 Просветление

By leon - Posted on 22 Январь 2010

В благодарность за мое терпение, упорство, настойчивость, целеустремленность и выдержку (бла-бла-бла) в 9 часов сквозь вершины деревьев и исчезающий туман показалось солнце. Часам к 10, когда я уже вышел в путь, солнце прилично сияло мне в левое ухо. Благополучно прошел до цирка в долине Сухого Тыпыла, сделал радиалку на вершину Кваркуша, и средним темпом двинулся к реке Широкой. Двигаясь по хребту через лес и поляны подошел к истоку Широкой, начал спускаться по отрогу между реками Широкая и Чекашир. Забрал слишком вправо, вымотался, продираясь по бурелому и вынужден был выйти к Широкой. Пройдя еще час, встал на стоянку.

Нет, ну не зря добрый люди говорят - уважайте местных богов и будете целыми и здоровыми. А может еще и с погодой повезет! Добрые слова, мысли и крепкий спирт сплелись в единую молитву, попали к нужное ухо кому надо и ... короче, вылезая из палатки, не было ни дождя, ни ветра, и даже небо синевело и синевело. Туман поднимался, уходил, солнце пробивалось из-за деревьев, погода налаживалась, жизнь тоже.(ф.39-41)

2 часа пришлось посвятить завтраку, перебинтовке раненых ног и сборам. Снова применил мегазажигалку, костер понял, что лучше гореть по хорошему и самому, вобщем все удалось. Еще чуть-чуть посушил вещи, упаковал, собрал сколько мог из юбки палатки воды в бутылку и тронулся. Что-то мне подсказывало, что день сегодня будет приятным и необычным.

Иду по лесу - везде блестят и искрятся росинки. Над травой нехотя поднимается пар. Трава, листва и хвоя усыпаны маленькими неподвижными озерами. Проходишь под елкой и тысячи и тысячи этих капелек падают на тебя холодным душем. Поэтому стараюсь обходить низкие ветки, держусь открытых мест. Настроение боевое, труба зовет. Ну а раз зовет, то надо в свою трубу огласить всем что я иду. Достаю дудку и периодически пронзительно дую. Местный зверь наверно либо падал замертво, либо цепенел, боясь двинуться. Думал - это ж какая невиданная тварь может так противно и оглушительно орать? Либо голодная, либо болеет. Лучше ей навстречу и не выходить, а то достанет еще что-нибуть из своего огромного рюкзака и тогда вообще света белого не увидишь.

Резко и вдруг лес расступился, поляна превратилась в огроменное поле с некошенной травой (ф.42,43), и на этом поле сторожами стояли мохнатые елки. Елки отгораживали от меня следующее поле, еще более огромное, скрывали пока невидимый и ненавистный ивняк, и где-то выше и справа - Кваркуш. Впереди просматривался очевидный подъем. (ф.44) Значит вчера я переборщил со спуском, да и вообще слишком далеко зашел в долину Сухого Тыпыла. Но сетую зря я - зато поляна мне попалась отличная, от ветра спасала, от дождя как могла закрывала, а пойди я выше -  еще неизвестно как было бы.

В полянах сразу же стали встречаться звериные тропы - широкие как дороги. Пока местность просматривалась - шел по тропе, как только трова подходила к кустам и елкам - сворачивал, даже если было по пути. Ну а вдруг там медведь притаился? Сидит и ждет меня вместе с дудкой.

Эти поляны с высоченной никогда некошеной травой впечатляют. Вот где раздолье всяким травоядным! Дикотравье, при этом сорняков, кроме редкого борщевика, похоже, нет. Издалека выглядит все как колосящееся колхозное поле - ветер приглаживает поляны, словно хозяйка кошку.

Видимость отличная, прекрасно видно лежащие за Сухим Тыпылом горы Козмер, которые тянутся куда то на юг. Дальше не просматривается - там облака. О!!! А это что!? Там за облаком, за нерастворившимся еще туманом стоит гора! Две горы! И это могут быть только Конжак и Косьвинский.(ф.45)  Я знал, что они где-то там, но по карте до них еще километров 50, а они такие большие и как будто так близко! Две чудовищных черных шапки постоянно отвлекают взгляд, иногда по очереди, иногда обе сразу. В голове вертится - как же так-то? Вроде они далеко, а на-ко тебе - как будто рядом. И я стою смотрю на них, иду и опять смотрю. Впечатляет и то, что с этой стороны я вижу их впервые.

Идти жарко, под солнцем сохнет быстро трава и рюкзак, на очередном привале снял лишнюю одежду. Пару раз натыкался на ивняк, раскидывался он так широко, что обходить его никакого желания не было - так и шел напролом. В одном месте он раскинулся не только широко, но и далеко, так что устал продираться и пришлось сделать остановку прямо в кустах. Там же пополнил запас воды - между корней в ложбинке журчал еле заметный ручеек. В остальных местах сухо, истоки Тыпыла где-то ниже, ручей попался еще только один раз. Впрочем я и не вглядывался.

Я несся как лось к заветному Кваркушу, думал, что вот сейчас мне откроется макушка, но она все не показывалась. Слева простирается огромный амфитеатр долины Сухого Тыпыла, мне же надо вверх, вправо, еще, еще. Травяные некошеные поля сменились  пространствами с разнотравьем, кое-где проступили камни и чаще стал попадаться можжевельник.Решил забить на режим 10+10 - не терпелось поскорей добраться. С прошлого дня приспособился отдыхать не снимая рюкзак - наклонялся на стоящие треккинговые палки прямо с рюкзаком. Не сказать, что отдыхалось при этом лучше, но время на снимание-одевание рюкзака не тратил. Через 4 перехода от старта я решил, что вершина от меня как раз справа, выше с рюкзаком забираться смысла нет и устроил стоянку. (11:26) Скинул надоевший рюкзак, забрал шоколадку, воду, фото и GPSи помчался наверх.

Вершина Малого Кваркуша - г.Кваркуш и не вершина вовсе, а выпуклое поле, утыканное курумом и можжевельником. Дошел до средних размеров елочки - казалось, что именно она стоит на самом верху, ан, нет - дальше то чуть повыше. Так и шел почти полчаса. Кусты можжевельника невысоки, но стоят стенками, словно образуют лабиринт.  И обходишь одну стенку, другую, выбираешь проходы. В иголках этих кустов еще сверкают миллионы капелек вчерашнего дождя. До чего красиво и обалденно!

Подхожу к камню, выше которого кажется уже ничего нет. В двадцати метрах - еще один похожий камень, но этот явно выше. Залезаю на него и начинаю фотографировать. И портретником и шириком и так и эдак. Кажется во все стороны сделал уже тысячу снимков, а все равно уходить не хочется. И снова снимаю - отдельные снимки и панорамы. Пытаюсь разглядеть вчерашний свой путь по Кваркушатам, к северо-востоку от меня лежит какая-то вершинка - словно девичья грудь с острым соском. Вообще то, рано мне про грудь еще вспоминать, всего 4 дня прошло. Да и приглядеться - не очень то это на грудь похоже. Это должно быть вершина 885,0. Впечатляет, то, что вчера утром я еще был за ней.

Погода совсем разыгралась, облака поднялись. Теперь уже удавалось увидеть всю Конжаковскую гряду. На востоке - Козмер и какие-то еще вершинки за ним, наверное Ольвинский Камень. К югу от меня лежат невысокие, но красивые г.Чердынский Камень и Острый Тур. Невысокие - это по сравнению с Конжаком, на самом деле те "невысокие" горы повыше, чем я сейчас, будут. Прикидываю, что Острый Тур будет как раз напротив Косьвинского, и очередной раз поражаюсь размерам двух вершин - двух "К".

Долина к западу от Кваркуша ничем особым не манит - мне там все незнакомо. Далеко-далеко облака - как раз на моей высоте. Где-то там разные города и деревни, но мне их не видно. Сплошной океан тайги. Ни рек ни гор не видно. Это не значит, что там ничего интересного, там текут реки, по которым я очень хочу сплавиться - Бурнима, Яйва, Губь. Но это будет в другой раз, нынче моя цель - Тыпыл.

Путешествие мое и зародилось с 2005 года, когда задуман и осуществлен был сплав по Косьве. Тогда мы начали сплавляться по Тылаю, пробуровились по его заводям и драговым отвалам, проплыли по Косьве мимо неизвестного Тыпыла. Вернулся я тогда домой, посмотрел на карту и удивился  - Тылай, оказывается коротенький, а Тыпыл, аж километров на 50 протянулся! По Тылаю плавать уже не хотелось - хватит с меня этих драг, искуроченных берегов, непонятного течения. А вот Тыпыл, что говорится, зажег меня. Заодно и на Кваркуше побывать.

На teron.ruподвернулась мне летом заметка Старого Бармалея, что удачно совершена экспедиция "Север-Юг". Взял контакты, созвонился. Не могу сказать, что общение с руководителем этой экспедиции меня особо вдохновило, скорее наоборот, показалось даже, что усталый голос меня отговаривал, мол, зачем вам это надо, ходите по Усьвам-Койвам. Но хороший совет все-таки дал - не спускаться с Кваркуша сразу на Сухой Тыпыл, а идти по хребту и выходить к слиянию Тыпыла с Пожвой…

Наснимавшись и насытившись видами (ф. 47, 48), я слез с камня и решил оставить записку о своем пребывании здесь. Записки  - отпечатанные и заламинированные - были заранее заготовлены. Там - телефоны ближайших родственников и друзей, моя фотография. Готовясь, я думал, что буду оставлять эти записки по всем приметным местам, на стоянках, и тд. Но, ни на Гошьянмыке, ни на Трех Братьях, ни на Вогульском, желания оставлять о себе эти полиэтиленовые следы никакого не было. Хотелось, наоборот, уйти незаметно. И все-таки, здесь на Кваркуше я решил оставить единственную записку о своем пребывании. Дописал маркером дату и время, прижал записку камнем и ушел. Пусть лежит.

Обратно к рюкзаку я пришел быстрее (~12:40), теперь целиться мне помогал GPSи угадываемая моя тропочка. Устроил перекус, подсушил кофр, подтянул лямки и - вперед.

Погода разыгралась, шлось бодро, рюкзак хоть и давил плечи, но до следующей остановки я "сделал" почти 900 метров по гигантскому амфитеатру. Шел плавный, очень плавный спуск, опять появилась высокая трава, стали попадаться елки. Впереди в лесу светлым пятном манила большая поляна. Еще один большой переход, потом еще один, чуть покороче. Обступили ели, поляны съежились, стали попадаться березки. Снова иду по лесу, опять ищу проходы пошире да траву пониже. Солнце сияет, пот льется, иногда попадаются поляны побольше, издалека они как будто светятся сквозь мохнатые лапы ельника. След мой петляет зигзагом, но не от того, что я плутаю - сбиться невозможно - надо всего лишь держать курс так, чтоб солнце светило почти в лицо, чуть больше - в правый глаз. Прохожу какой-то перевальчик, впереди видится покрытая лесом горка - это 831,0. Мне идти прямо через нее. Вроде бы я ненамного спустился, а высота этой горочки кажется приличной. Силы взялись непонятно откуда - очередной привал у меня уже на ее вершине.(14:19) Это значит, что я прошел еще километр.

Ну а раз я теперь на самой вершине, это значит... Это значит, что теперь идти надо будет только вниз! Вот только с водой надо поэкономнее - ручьев мне больше не попадалось, удастся ли найти исток Широкой - это неизвестно, а дойти до Тыпыла у меня сегодня вряд ли получится. Непонятно, вообще на что я надеялся.

Сил еще много,  лес достаточно проходим, и я шел в том же темпе. Уклон явно гнал меня вниз, лес поредел, появился редкий корявый березняк. Такой скорости, как здесь, у меня еще не было. До чего удачно протянулась эта обещанная картой поляна. И как вовремя! Впереди вдоль по курсу вытянулась ложбинка, я взял вправо, ложбинка продолжала углубляться. Кажется, я слишком забрал вправо. Поляна - это хорошо, но идет она в сторону, поэтому решил форсировать ложбину. Вот это да! Да тут же ручей! (15:14 - ф.51) И не просто ручей, а скорее всего - исток Широкой! Кажись я  промахнулся, я вообще не должен был выйти на Широкую, но я даже рад, безумно рад своей ошибке. Вах! Какая вкусная вода. А бутылки мои уже пустые. Нет, я действительно был слишком самоуверен, раз решил отправиться по тайге под рюкзаком и без запаса воды! Вернее, запас то был, только   пил я чаще и больше, чем предполагалось. Как удачно мне встретился этот ручей!

Устроил полноценный отдых, долго пил холодную воду с растворенным супрадином, потом набрал обе бутылки, бросил по шипучей таблетке. Таблеток  осталось еще много.

Двинулся дальше. Форсирую крутой подъем ручьем.  Слишком сильно я спустился, надо снова набирать высоту. Начался настоящий лес - деревья высокие, густые, красивые. Больше лес меня ни чем не порадовал - и трава не кончилась, и поваленные деревья легли. Постоянно запинался о невидимые корни и стволы. Трава прятала бревна, липла, мешалась как могла. Скорость сильно упала. Снова вспомнились медведи. За переход прошел всего 500 метров. Отдыхал на поваленном бревне, не снимая рюкзака (15:33).

Уклон идет вправо, я стараюсь не терять высоты, даже иногда пытался набрать высоту. Впереди засветлело. Кажись, дошел до очередного ориентира по карте  - долгожданной поляны. Ух ты какой вид! Стоило пролить литры пота, чтоб добраться сюда! Слева - Козмер, впереди - Конжак, Косьвинский. Повертел головой туда-сюда - даже ГУХ и Острый тур видно. Надо выйти на середину поляны, там устрою привал с обедом. Добрел до места, где хорошо видно лежащие горы. Хотелось подойти еще на десяток метров поближе, но там вид начали закрывать елки. Все, я пал. (15:58). Ну как же так - пал? Ну-ка, родной, давай вначале пофотографируй. Без рюкзака вполне приятно ощущать себя туристом. Встаю - над травой торчит моя голова и фотоаппарат. Долго снимаю.(ф.53) Еще дольше любуюсь видом.

Сел на рюкзак, за травой меня не видно вообще. Пообедал колбасой, сухарями и сухофруктами. Из питья выбирать не приходилось. Изучил карту. Надо бы еще забрать влево, теперь ориентир - неподписанная вершина с останцами. Преодолею небольшой перевальчик,  заберусь на останцы, может со скал еще лучше горы разгляжу.

Эх, мечты, мечты! Через 1 переход, в 500 метрах обнаруживается живописная каменная осыпь (16:44 - ф.54). Я решил, что снизу она будет особо живописна, спустился, сделал пару кадров. Ну да - красивая осыпь покрытая мхом. Ну, собственно, и все. Дальше живописать было не о чем. Дальше я шел, старательно борясь с крутым склоном, тайгой и буреломом. Склон шутя сбрасывал меня вниз к Широкой, я с упорством ишака лез по нему, иногда пытаясь забраться повыше. Удавалось, мягко говоря, слабо. Практически - вообще не удавалось. Первое же лежащее бревно сгоняло меня с набранной высоты. Обходить смысла не было никакого - все бревна как на подбор лежали так, словно плугом спихивали меня. И что самое противное - все эти склизкие бревна лежали от уровня колена и до пояса - не пролезешь под ним, ни шагнешь на него. Наступишь - поскользнешься. Приходилось подходить к бревну боком, садиться, ставить и уравновешивать рюкзак и себя, махать ногами как балерина, и с другой стороны делать все в обратном порядке. Через шаг процедура начиналась сначала. Хитрые лешии откровенно ржали надо мной. Пролетевшая птица, очень похожая на ворону, раскаркалась, звала всех на гастроли забредшего в их глушь мудака с большим мешком на спине.

Пару раз мой маневр по преодолению очередного бревна не удался. Даже не то, что не удался - поход чуть было для меня не закончился. Не рассчитав равновесия, я рухнул придавленный рюкзаком лицом в папоротник и вылезти самостоятельно уже не мог. На мне лежал сорокакилограммовый рюкзак, ноги были вывернуты и загнуты хитрее, чем у иного йога, левая рука вместе с палкой была подо мной и запуталась в каких-то корнях, а правая была скована закрутившимся темляком от треккинговой палки. Палка как назло зацепилась в  невидимых сучках. Сверху на нее уселся невидимый медведь и задумчиво смотрел как я буду выбираться. Минут пять я дергался как пронзенный опарыш, раскачивался, мычал и пинал пятками рюкзак. Потом Митирогнозия Магика, она же - мат русский непечатный, сделала свое дело, удалось выпутать правую руку, отцепиться от рюкзака, и, наконец, подняться. Много новых слов в тот день выучили местные звери.

Второй раз все повторилось через пять шагов. "Заколдовано!" - подумал я. Вслух же вырвалось непечатное. Еще и палку чуть не сломал.  Хорошо, хоть не руку-ногу.

"Все, хватит!" Воды у меня нет, больше по такому лесу я не пройду. Да чтоб оно все тут пропало! К реке, только к реке!" Минут 15 я пробирался на шум реки. Лес, словно нехотя выпускал. Подкинул мне еще пару покрытых мхом кедровых стволов, подразнил шумом близкой воды и наконец вывел на берег.

(18:08) Вода божественно журчала и омывала мои ноги, то есть сапоги. Я напился и сидел на кочке, оглядывался по сторонам  и думал - "Вот скажи мне пару часов назад, что я сегодня опять выйду на Широкую - никогда бы не поверил". Идти по лесу больше не хотелось. Берег весь был в ямах, скрытых травой, вокруг бурелом, ветки, корни, кусты. А тут - долгожданная река, открытое пространство, практически дорога, только мокрая. Последним аргументом было то, что с этого места не было видно ни одного завала, ни одного даже тоненького бревна. Я даже было подумал - а не надуть ли мне байду прямо сейчас, но сам же посмеялся своей шутке. Ну не может здесь не быть завалов! Вот дойду на Тыпыла, там и поплывем.

Идти надо было осторожно - переступая с камня на камень только когда обе руки твердо и уверенно опирались на палки. Буквально заставлял себя не прыгать и не спешить. Камни были скользкие, особенно те, что ближе к берегу. На них был слой ила. И вот парадоксик - надо было выбирать голые нескользкие камни, а они как раз на струе. А где струя - там глубже, а ну как начерпаю сапогом?

За первым же поворотом реки обнаружился завал, потом второй. Я мысленно сказал себе "Молодец, что не поплыл, так и должно было быть." Редко встречались отмели, по которым можно было пройти метров 5-7. Шел челноком - то по одному берегу, то по другому, где удобнее.

Незаметно осмелел, начал попрыгивать с камня на камень. Едва за это не поплатился - нога соскользнула, пришлось приземляться на руки-ноги. "Все, спокойно, идем медленно. Пока силы есть и не темнеет - идем. Главное - не торопиться."

И все-таки я свалился перелезая через бревно. (19:13) Опять, как в лесу, не удержав равновесия, завалился вбок под тяжестью рюкзака, сломал палку, ударился коленом и душевно черпанул сапогом. Пара русалок при этом захлебнулось от смеха. Намок рюкзак, рукав, подол куртки. Обидно, да!?  - в сухую погоду, практически на ровном месте, по собственной глупости. Какая дальше может быть ходьба? В сапоге переливалось и чвакало, рукав оттягивался, напитавшись воды. Прошел еще метров 100 и встал на левом берегу. Небольшой ровный пятачок на берегу стал моим постоялым двором. (19:19)

Первым делом переоделся, потом развел костер. Пока загоралось (нынче обошлось без горелки) обустроил палатку, навесил котелок, расставил колышки для сушки (ф. 62). Через час все неприятности были в воспоминаниях. Все было здорово. Поесть удалось еще засветло. За столь многогранный сегодняшний подвиг мне положена была дополнительная порция амброзии. Ритуал был соблюден, заодно получена индульгенция на нестандартный для здешних мест лексикон.

Сидел, прихлебывал чай, впитывал чистейший воздух, слушал переливающуюся воду. Трещали дрова в костре. Дров у меня было много, можно было всю ночь сидеть вот так - смотреть на гаснущее небо, желто-красные угли, блеск воды. Сейчас я по настоящему ощутил то, за чем шел в этот поход - чувство недоступности для всяких скучных забот, ежедневной работы. Укромный уголок природы прочно защитил меня от служебных записок, отчетов и совещаний. Наверно в тот момент я был свободен больше, чем в обычной жизни. Это искренне радовало, за тем и пришел.

После чая я решил сделать вылазку за кедровыми орехами. Кедров вокруг росло много. Насобирав десяток опавших шишек, я долго лузгал их, Опять сидел у костра (ф.63), наслаждался тишиной и досушивал одежду. Потом, собрав просохшее, заполз в палатку и долго устраивался. Настроение было замечательным, осталось только перевязать многострадальные ноги. Завтра останется пройти около 3 километров, думаю к обеду выйду, ну и часа в 3 я буду уже на воде.

За день пройдено 14,4 км. (фрагмент карты)