You are hereОтчет о пешеводном походе по Кваркушу, Тыпылу и Косьве в августе 2009 / 23.08.2009 Плато мне друг, но идти надо тоже.

23.08.2009 Плато мне друг, но идти надо тоже.

By leon - Posted on 21 Январь 2010

Подъем в 8 утра. Неплотный туман закрывает Вогульский камень. Ветер то  натянет белую простыню облаков, то сдернет местами, как будто дразнит - ну-ка, кто смелый? Подрываться туда в 6 часов не было смысла. В 10 выхожу налегке, в планах вернуться часов в 12. Чистого времени на самом деле уходит 2 часа, еще почти час тратится на фотографирование,  перекус на вершине и избушку у Камня, куда как раз подъехал Урал с военными.  Полутуристы-полуохотники. Возвращаться им не скоро, обратно иду пешкарусом.

Славно выспался, ночью никто не беспокоил. На горячий завтрак, укладку палатки и прочие сборы ушло 2 часа. Опять пишу записку, что-то типа просьбы - «Люди не приделайте ноги тому, что не ваше!». (ф.20) Но рюкзак прячу в кустах. Налегке шагается быстро, туман разошелся, все время вижу и Мыки, и Трех Братьев, и приближающийся Вогульский. Он зовет и манит. Манит и зовет. Верхушка его все так же скрыта от меня, я иду и выбираю место где бы уже свернуть к нему. Дорога огибает его слева, по ней идти хорошо, но она уходит в сторону. (ф.21) Я не выдерживаю и сворачиваю к Камню. Подъем в несколько ступеней. Подъем - плато, подъем - плато. Теперь я тоже в тумане. GPS показывает еще 500 метров до вершины. Надо же - уже так высоко поднялся, а надо еще полкилометра. Даже не верится. Иду. Вдруг и сразу вырастает стена. Это ОНО. На верху – каменная кочка с палками, и мне - туда. (ф.22) Неприветливый ветер дует с востока, неся морось и холод. С вершины видно лишь небольшой участок с запада, все остальное затянуто облаком. Прячусь за камни и перекусываю шоколадкой. За последние дни, а может часы, на вершине кто-то побывал, и похоже плотно подкреплялся - тут и селедка, зелень, бутерброды. Непонятно кому все это оставлено. Так и будет оно гнить в полиэтиленовом кульке, а большая, литров 20 канистра вообще останется тут навечно. Ну не засранцы ли? Сокрушаюсь и прячу фольгу от шоколадки в карман. Пора назад. На последнем гребне перед спуском вижу избушку. (ф.26) Она в стороне и сначала не думаю идти к ней, но потом, решив, что дорога все равно будет с той же стороны, спускаюсь к западу, в сторону этого сарая. Попердывая дымом, ползет по плато «Урал», тоже осторожно приближается к сараю. Я прихожу первый. Здесь чье-то укрытие. Никого нет. Внутри полно дров, печка, нары. (ф.23) В хорошую погоду жить бы не стал, а для дождя сойдет. Только упомянул про хорошую погоду, оглянулся - а вот и она - вершину Вогульского раздуло, видна шишечка с торчащими из нее палками. Они тоненькие как иголки, еле видно.

Подъезжает Урал. Какой-то военный кипеш – внутри видны военные камуфляжные куртки. Первый выпрыгивает с ружьем с оптикой. Вместо «Привет» или «Здорово!» - «Оленей видел?». Наши военные, конечно же, нас берегут. В том числе от природы и ее красоты. Они, похоже, тут до вечера будут. Двое уже убежали на Камень выглядывать себе добычу и тешить свое «охотничье» самолюбие, остальные вокруг да рядом – кто-то заглянул в избу, другой послал третьего за водой, мужик с парнем стоят рядом, расспрашивают  чего это я тут с таким фотоаппаратом делаю. А я что - пришел да любуюсь. И еще неделю буду ходить да сплавляться в одиночку. А они с Красного берега приехали поохотиться. Не сказать, что встрече я был сильно рад, скорее наоборот - лучше бы и не встречаться и не знать про такой охотничий беспредел. Слава Богу вроде не все они охотники.

Еще час ветер и предвкушение настоящего путешествия подгоняли меня к моему бивуаку. Хошь-не хошь, а 3 часа на утреннее путешествие ушло. Почти 11 км. На обратном пути Вогульский расчехлило от тумана (ф.25), было досадно, что вся красота мне не досталась, но долго еще я оглядывался на торчащую макушку Камня.

Пройдено 10,7 км. (фрагмент карты)

12:48 Возвращаюсь к рюкзаку. Готовить горячее не буду – только перекус. 10 минут максимум – и я на дороге.

13:06О, наконец-то я снова под моим любимым 40кг рюкзаком. Дави на меня, дави, сволочь бездушная! Впивайся в мои худые плечи своими лямками! Придет время, я тоже на тебе покатаюсь.

Вперед, 10 минутными перебежками. За 10 минут успеваю пройти примерно 700 метров. Иду по дороге, поэтому получается пройти больше, чем по равнине - мох и кустарник примяты - не надо ноги высоко поднимать. Но все равно 700 метров кажется мало, особенно, когда смотришь на GPS, и точка предыдущей стоянки оказывается совсем рядом. После 2-3 переходов я уже не вижу свой бивуак, а только сопку Вогульского, мельчающие Три Брата, да потихоньку очередной Мык отступает по правому плечу  назад.

Иду и смутные сомнения терзают меня - может надо было рядом с Мыками идти? Если и не забраться на них, то просто пройти по равнине дальше на юг. Я же иду по восточной части, дорога ушла влево за горку в сторону ГУХа, пошел  мох, брусничник и начинаются елочки.

Мне еще не поздно повернуть резко вправо к Емельянмыку, там - простор, но придется штурмовать Молмыс. И сильно потерять в высоте. Еще раз (уже тысячный) смотрю на карту и все-таки решаю пойти восточнее по каменистой кромке. Вроде бы она тянется на юг почти на 2 км дальше, чем плато. А 2 км - это вам не грязным пальцем ковырять.

14:11. Очередной привал. Основное плато остается справа, теперь меня от него окончательно и бесповоротно разделяют истоки Молмыса. Что-то торчит там далеко-далеко на горизонте в сторону юго-запада. Я решил, что это камень Скала.(ф.28)

А Емельянмык теперь точнехонько справа. На самом деле он южнее, но мое направление не совпадает точно по меридиану, поэтому кажется что Мык напротив меня. Впереди - плавный подъем к точке 920,5. Потом идет такой же плавный спуск.

Поляны становятся меньше, как бы охватывают меня, наступают. (ф.29) Ощущение такое, что сейчас ко мне выйдет какой-нибудь песец в медвежьей шкуре и ласково попросит к себе в малинник на обед. О! Кстати, обед же! Я не дожидаюсь приглашений и сам облюбовываю большую поляну. Иду в самый ее центр, оглядываюсь, скидываю рюкзак  и хрумкаю сухарями, орехами с сухофруктами. Полирую все это растворенным супрадином и запечатываю швейцарской сыровяленой. Воды в округе нет, но пока у меня есть 1 полуторалитровка, правда, она постепенно тает на каждой остановке.(ф.30)

Всё, дальше идет уральский горный лес, если так можно сказать про Кваркуш. Поляны редки, это скорее опушки в лесу, деревья корявы и неуступчивы. Трава высокая, ветки низкие, постоянно цепляю черенком весла и рюкзаком за ветки. Не покидает чувство, что за очередной густой елкой ко мне выйдет поздороваться местный мохнатый. То-то будет обоим радости! Зато с погодой мне сегодня везет! Не пасмурно, но и не солнечно. Главное - нет дождя. А уж деревья я как-нибуть бочком-бочком обойду. Бурелома нет, между деревьями постоянно нарисовываются какие-нибуть проходы, остается примерно выдерживать направление и идти, идти, идти. (ф. 31-33) Режим такой - 10 минут отдых, потом - под загрузку, 5-6 минут иду нормально, дальше рюкзак начинает давить плечи, 4 минуты терплю, потом выбираю в нужном мне направлении торчащую над другими деревьями высокую елку, иду до нее и «еще 50 шагов». Всё, - упал. Мотаю башкой, смахиваю пот. Про медведей и кабанов вспоминаешь в конце перерыва. Потом все повторяется. И так еще 2 часа.

Про обещанную самому себе каменистую кромку на карте я как то забыл, да и не очень уже и хотелось ее искать - то ли 200 метров до нее, то  ли 500. И такая ли уж она там безлесая и ровная, чтоб менять лес на камни. Уже потом, прикинув по GPS и карте,  сообразил, что было всего метров 100. Но больно лес был хороший, шлось резво.

Идти не скучно, хоть и однообразно. Не думается о чем-то серьезном, вечном и большом. В особо темных, непросматриваемых  местах, где деревья смыкаются стеной, хочется иметь под рукой хотя бы топор. Только все это бред. Ни нож, ни топор, ни даже ружье мне не помогут. Но кричать и предупреждать о своем присутствии медведей и прочую живность не хочется. Лучше я тихо и осторожно пойду, может  местный лесовичок отведет от меня мохнатых тварей. Мха нет, только трава, ноги не проваливаются, ступаешь себе, песни поешь. Вспоминается Митяевские «Воскресенье», «Непраздничные вещи» и «Остров». «Он сойдет на безлюдный перрон….» - это про меня. Не важно, что перрона не было. Из песен цепляются и приклеиваются к себе отдельные подходящие под меня и ситуацию слова. «Но сегодня никто нас не ждет» - это тоже про меня.  А то, что  поется «нас» - это потому что есть один Я, который поет, и второй Я, который размышляет. А может их и больше. Так и идешь, разговариваешь с ними по очереди. И все сходится. Сегодня нас никто нигде не ждет - ну не про нас ли!? Так что мы сами себе хозяева в этом прекрасном предосеннем  уральском лесу.(ф.34)

Примерно 6 вечера. Точка 404. Символично. Именно после этой точки я плутанул и начал забирать левее. Казалось, что я должен огибать склон без потери высоты, а на самом деле надо было уже спускаться. Минут через 5 глянул на GPS и понял, что курс сбит, снова принудительно беру вправо, но сделать это не так просто – здесь не поле, обойдешь одно, второе дерево, нагнешься, перелезешь через кривую березку - и вроде как и не выправлял курс. А деревья здесь низенькие, листва аккурат напротив лица, спасает только что растут не густо. И пусть мой путь только на GPS прямой – на самом деле - это постоянное петляние в арках между деревьями. Еще одна остановка и верный курс мне подсказывает начавшийся подъем. (ф.35)

20:00 Привал. Устал. В гору идти тяжелее, но лес стал пореже. План не срастается - хотел дойти до вершины 841, но последние полчаса меня подначивал червь-искуситель, захотелось принять ванну, выпить чашечку кофе. Полчаса я твердил себе, что надо идти, что удача улыбается смелым и сильным. И она снисходительно улыбалась мне на каждой поляне, а потом долго ржала мне вслед.

Вдобавок вода у меня почти кончилась. Оставалось меньше поллитра. Это на суп, чай и завтрак. На вершине я вряд ли бы нашел родник, поэтому, когда увидел поляну с изумрудной травой, усыпанной серебряной росой, ноги встали на «раз-два» и отказались двигаться дальше.

Вполне удачно встал – росы удалось набрать миллилитров 100, зато дров было много.  Милая уютная полянка. Жаль не успел пофотать ее. Пока готовил ужин, решал – принимать ли сегодня походные 50 грамм - вдруг потом сушняк мучить будет, а воды нет,  но все-таки принял и разом прошли гудящие ноги, планы нарисовались сбыточными и заодно сварились макароны. А чай из остатков бульона вообще получился наваристым и сытным. К вечеру начало накрапывать, но я уже был в своей теплушке.  До намеченной точки я не дошел километр или полтора-два перехода (ф. 36).

Пройдено 13,2 км. Всего за день пройдено 23,9 км. (фрагмент карты)