You are hereОтчет о пешеводном походе по Кваркушу, Тыпылу и Косьве в августе 2009 / 24.08.2009 «…И никто на планете не знает где он нынче гостит и живет…»

24.08.2009 «…И никто на планете не знает где он нынче гостит и живет…»

By leon - Posted on 21 Январь 2010

24.08.2009 «…И никто на планете не знает

Где он нынче гостит и живет…»

О.Митяев «Воскресенье»

С утра и на весь день зарядил дождь. Дал себе отоспаться, а так как перспектив к распогаживанию не было,  поэтому по распорядку прошли завтрак, сборы и выход. Сегодня я должен подойти к вершине Кваркуш, или как можно ближе. До обеда дождь лил непрерывно, потом с перерывами, вечером ненадолго прекратился.

Побывал около вершин 898,0 и 901,0. Покорением это назвать можно только из-за непогоды. Практически это одно большое каменистое «футбольное» поле. Из-за тумана и облаков видимость была метров 50, временами - 100. Дождь с утра и практически весь день. Наверно этот день можно назвать самым неуютным в моем походе, но на настроение это не повлияло.  Фотографий в этот день нет. 8-(

Первый подьем был в 8 утра. За шкурой палатки шуршал дождь. «Ну и ладно, после вчерашнего дня можно и не нагружаться, вымокнуть я еще успею. Вышел, сходил до ближайших кустов и тут, в процессе, меня осенило – а зачем экономить воду, если она сама мне под ноги льется? Это я, конечно,  про дождь подумал. Палатка у меня с юбкой, подверну ее - хоть на чай я себе точно наберу. Приспособил кружку, котелок и крышку от него. За два часа, что я кемарил и ждал погоды, набралось не то что на чай, на первое, второе и компот набралось.

До 10 я лежал, дремал и мысленно оправдывал свой отсроченный подъем необходимостью адаптироваться. Потом окончательно проснулся и понял, что несмотря на дождь, идти надо. "Не боись - прорвемся" (К. Дюрекс).

Костер загорался долго и мучительно, словно смертельно больной. Не успев согреть даже 1,5 литрового котелка, так же мучительно умер. Ни береста, ни сухие елочные веточки ни в какую не загорались. Пробовал раздувать костер насосом – сперва казалось, что счастье близко, но оказалось, что казалось. Сменил зажигалку, перепробовал поджигать с разных концов разные палочки, бересту и все что могло гореть. Подымит и гаснет. Угробил почти час! Эх, где бы найти хорошую большую зажигалку. Стоп, а в чем проблема? Достал уже собранную газовую горелку, включил – и о, Боги! Хвала вам и браво мне. Я мысленно выдал себе патент. Даже самая промокшая береста высыхала, сворачивалась и начинала перспективно дымить. А потом  горела. Десяток подожженных таким образом полос бересты окончательно спасли положение. Пока закипала вода, я успел собрать рюкзак. Дождь разошелся так, что завтракать пришлось под ближайшей елкой. Но оставаться здесь я все равно не собирался. Дозавтракал и собрал рюкзак, который вымок и потяжелел минимум на килограмм. Простился с милой поляной и пошел мокнуть в лес. Время 12:01.

Началась моя многочасовая ходьба в тумане по лесам, лугам и курумам. О, это была не ходьба, а песня! Вначале это была песня советской пионэрии, бодрая и жизнеутверждающая. Что не помешало после четвертого перекура, опять завалить курс влево, причем настолько влево, что я подумал - не водит ли кто меня за нос.

После того, как я дошел до некой поляны перед вершиной 879,0 (13:20), деревья расступились, стало светло и моя песня разразилась было оглушительным аккордом радости, но тут же превратилась в заунывный стон бурлака. На поляне росла трава высотой мне по грудь, и вся она была мокрая от дождя. Промокнуть я не боялся, но идти по ней было сущим наказанием. Трава цеплялась и липла к болотникам, хватала за палки. Трава тормозила и останавливала меня. Хриплый стон каторжника вперемешку с матом звучал в голове. Но видимо не зря я вчера вылил первую каплю амброзии местным богам – хотя бы дождь кончился, остался только туман. На вершину (879,0) идти смысла не было, а вот чуть подняться из леса стоило – там проглядывался курумник и отсутствовала трава. С первых же шагов по мокрому, скользкому и шатающемуся куруму встал вопрос, что еще неизвестно где лучше-то – медленно, запинаясь продираться в траве, или шатаясь и скользя - по камням. За час такой ходьбы я сделал семь перерывов, в одном месте я отошел от предыдущей стоянки всего на 140 метров. Но не вставать же из-за этого на ночевку! Пыхтя, матерясь, нащупывая палками надежную опору, я медленно шагал в сторону Кваркушат. И снова, уже третий раз, местный леший увел меня влево. Я опять решил, что до спуска мне еще рано, надо огибать эту роковую вершину не снижаясь, и  ошибся. Но этот раз это обнаружилось только на перекуре. Не сказать, чтоб меня до слез огорчил проход лишних ста метров, но мелькнуло недоверие к своим способностям в ориентировании. И снова я сказал - верь приборам, не верь глазам и повернул на 90 градусов направо, вниз. Густой березняк и невысокие елки вскоре растворились в осиннике, и опять появились поляны с высоченной травой. А в траве - звериные тропы. И такое в душе образовалось пофигическое отношение - вроде бы и не надо по тропе ходить, не твоя, так сверни, и иди своей, да уж больно меня эта гора с курумом вымотали. Однако, разум в очередной раз победил, тропы я использовал редко и помалу  - если уж совсем не было возможности обойти деревья. Поражался - до чего умен зверь – у него силища как в десяти таких, как я, а ведь не лезет напролом, идет аккуратно, обходит деревья,  проходы меж ними использует. И по лесу, каким я продирался час назад, не ходит - все больше полянами да опушками.

Внезапно туман ослаб, видимость выросла, может, на полкилометра, и я увидел долину, подступающую с востока к хребту. Это была долина р.Ольховки. Где то за ней должны лежать горы Козмер. Всю долину увидеть не получалось, только может с километр, остальное закрывал туман. И еще я увидел, что в том направлении, куда я шел, плавно поднимается широкая гора. Кажись к Кваркушатам подобрался. На горе этой, где-то впереди начинались поляны. И так оно все выглядело ровно, мило и рядом, что вырвалось из моей груди нечто подобное «Ого-го, етить твою мать!». Значит, осталось обогнуть скрытую справа в лесу плоскую гору с вершиной, обозначенную 885,0 , а там уже плато, там не собьюсь. Дав мне осмотреться, облака снова закрыли занавесом на долину.

На ближайшем привале (14:40) я решил идти по тем местам, где на карте была обозначена большая безлесая зона. Она, конечно, нарисована безлесая, да вот стоящие ровными стенками елки с можжевельником словно делили эту гору на спортивные поля. Идти надо было практически через вершину. Но так делать не хотелоcь, потому что поднялся ветер, который принес густые облака и дождь. Перчатки уже давно промокли, а без них руки мерзли еще быстрее. Самое противное было в том, что дождь как будто висел, я буквально шел сквозь воду. Сквозь затуманенные и затекшие очки было плохо видно и я их снял. От протирания лучше все равно не становилось. Жутко неуютно здесь в такую погоду. Настолько жутко в плохую, насколько прекрасно в солнечную! Но, как говорится, сегодня мне не светит. Опять появился страх повстречаться с медведем. Виделось - иду я по поляне, дохожу до краю, продираюсь мимо можжевельника с ивняком и вот он долгожданный! Страсть как не хотелось такой встречи. Но надо идти, потому что ничего другого не дано. Здесь  - ни дров, ни укрытия. Вдобавок, как я не отгребал от  ивняка, периодически натыкался прямо на роскошные его заросли. И тогда я как таран, как молот, я бы даже сказал – как MalleusSalix (то есть «молот ивняка»), врезался в идеологически непримиримые со мной кусты ивы, топтал ее, гнул,  рвал, метал и продирался. Как долго и сколько раз так было – никем и нигде не зафиксировано. Наверно, очень долго и очень много. И не говорите мне, что «наивняк идет в ивняк …». Если я шел так - значит так было нужно.

16:47 - когда до виртуальной вершины 898,0 по GPS осталось совсем немного, я резко и весь проголодался. Выбрал одинокую елочку, прикрывшую меня от дождя с ветром, наскоро перекусил колбасой и сухарем, допил оставшуюся воду и побрел навстречу мечте.

В этом белесом тумане, в этом мечущемся ветру, гнущем промокший можжевельник, под косым дождем, брел одинокий мудак в желтой непромокайке с огромным рюкзаком. Брел, спотыкаясь о липнувшую траву, прыгал  по камням, покрытым желто-зеленым лишайником. Всматривался в неизвестную белизну впереди, мотал башкой, чтоб вовремя увидеть подбегающего медведя. Бормотал какое-то попурри из песен Митяева. И был счастлив, что он здесь. Это был я.

Вершина 898,0 и 901,0 на самом деле - это один гигантский холм с отсутствием выраженной вершины вообще. По крайней мере, в такое время года и погоду. Видимость – всего метров 50, силуэты елочек  служат единственным ориентиром для того, чтобы не сбиться с курса. Камни, кустарник, мох и редкие невысокие елочки – вот и все приметы. Прошел по GPS рядом с расставленными заранее точками вершин, выбрал новую  точку - примерное место на перевале между этой вершиной и Кваркушем. Теперь цель - дойти да нее, вернее, до той точки, где начнется подъем в сторону Кваркуша, смотря что будет раньше.

Время 18:11. Спуск по эту сторону был более крутым, буквально сразу же просматривался лес, и в нем - поляны. Рванул на них. О, если б я знал заранее или была бы ясная погода, я бы увидел, что надо было взять правее – прямо на вершину Кваркуша, а так я скосил влево. Может полкилометра нашагал лишних.

Впереди опять стояла и лежала трава. Не та трава, что на лужайке, а трава по пояс и выше. С пиканами и прочими двухметровыми стеблями. Все это было мокрым и просто хотело поделиться со мной накопленной водой. Везде было очень много троп. Широченных и длинных. Одна вела меня прямо в нужном мне направлении. Причем так долго, что двоякое чувство посетило меня - вроде и идти по пути, а вроде и уходить надо. Все-таки я ушел, но буквально на следующей поляне наткнулся на новую тропу-дорогу. Конкретные лапы были отпечатаны по этим тропам. Прошло зверье, по своим ТТХ приближающимся к медведям и лосям. А может кабан, упаси Бог от встречи.

По пути нашелся дождевой ручей, с помощью двух бутылок набрал воды. А то ведь неизвестно - будут еще впереди ручьи или нет. Вода набралась вперемешку с  травой и кусочками мха и еще каких-то крошек, но мне было уже пофиг. Вскипячу – не отравлюсь.

Прекратился дождь. Лесной склон выдохнул туманом. Поляны, по которым я шел, словно сами спускались с горы и вытягивались вдоль по склону. Березы корявы, ели мохнаты, проходы узки, ветки цепки, поляны малы, туман густ и тд. И так, подбадривая себя, обнаружил, что уклона уже практически нет, а вот даже и начался подъем. Пора высматривать поляну для ночевки. Пару полян я отмел, потому что с дровами там было плохо. Вернее дрова были, но за ними надо было ходить по мокрому лесу, а ходить не хотелось. Вынырнул на некий пятачок. Наконец-то! Здесь и только здесь – как вчера - серебряные капли на изумрудной траве. Тенденция, однако. Вода у меня есть, плюс еще за ночь с палатки в юбку соберу, дрова вокруг наблюдаются, место ровное – встаю!(19:01)

Сыро и зябко было полчаса до появления костра. Вот тут и думалось, что вдвоем было бы лучше - один бы костер разжигал, второй палатку ставил. Главное, конечно, костер. Или палатка? Вобщем, все пришлось делать одновременно :-) Как только перестал идти – стало ощутимо холодно. Мокрая одежда сковывала, руки поднимать лишний раз не хотелось. Но в том и радость походных мучений, что собранные дрова горят и честно отдают свое тепло, раскинутая палатка начинает защищать от непогоды и все это создает ощущение своего походного Дома. Костер, правда, опять не желал сразу гореть, но технология мега-зажигалки отработала честно – на газу сохла и начинала гореть любая гнилушка. Надо переодеться, в мокром ходить уже совсем невмоготу.

Из под накрытого лапником костра повалил дым, скоро хвоя сгорит и будет только огонь. Все кульки из рюкзака выкинуты в чрево палатки. Найдена сухая сменная одежда, обувь, начинаю снимать штаны. Мать твою! Недаром мне днем что-то в ногах чесалось – сырые штаны на уровне верха болотников натерли мне все межножье! Это ж как я дальше-то пойду? Кто бы мне сказал дома, что у меня будут не мозоли, а вот такие натертыши - не поверил бы! Зря я наверно штаны так долго и качественно натирал воском - все равно они промокли, а грубые складки на штанинах и дальше будут натирать ляжки.

«Ну что, хирург, - справишься?» спросил пациент. Хирург почесал щетину, помычал и попросил что-нибудь для дезинфекции рук и ран. «Обойдешься, не на фронте». «Как хочешь» - сказал врач, достал аптечку и начал отдирать скрюченными пальцами куски кожи. Пациент стоически терпел. Доктор злорадно ухмылялся. За полчаса экзекуции на обе ноги ушло метра два пластыря, и один бинт. Ну и йода каплю.

Ходить после экзекуции стало можно только враскорячку. Непонятно - как я шел с такими ранами весь день? Ну полдня точно – ведь как намокли штаны, так они и стали тереть. Хорошо хоть сегодня ходить больше далеко не надо. Что-то будет завтра.

Кипятится котелок, воды хватит на все, можно на чае не экономить. Надо бы еще сходить за дровами. Ночью пусть если не горят, так подымят, а зверье оно на дым не пойдет.

Опять зарядил дождь, а у меня уже все сделано – суп готов, коврик расстелен, я сижу на нем, ноги выставил из палатки, практически обнимают котелок. В руке сухарь, на сухаре – сало. В другой руке – походные 100 грамм. Или 150, кто их там считал. После второго тоста жизнь окончательно налаживается. Суп густой, даже слишком. 100 грамм моей походной заготовки на котелок – это, оказывается, доза для двоих. «Ну, кушайте, товарищ пациент, поправляйтесь, вам силы завтра нужны.» «Спасибо, товарищ доктор. Извольте вот со мной». «С удовольствием, только что ж вы это, так сразу себе в горло и льете, за здоровье местного Бога не выпьете, ему не нальете». «Ах, пардон, действительно.» Приходится встать, уважить местную лесную братву, которая, наверняка, укоризненно наблюдала за мной из-за каждого дерева. Дунув над кружкой на все четыре стороны, а также поклонившись, я вылил «на один глоток» приютившей меня поляне. Лес радостно вздохнул, зашелестел ветками и сыпанул надо мной горстью дождя. Значит все должно быть хорошо, ведь лучше поздно, чем никогда!

Долго сушил вещи в перерывах дождя, не потому что они не сохли, просто их много. Лучше всех сохнут портянки. Хуже всех - стельки. Надо сказать космических масштабов СПАСИБО одному хорошему человеку – Палычу. Он – Дмитрий Палыч Лихачев - научил меня в прошлом году на совместной стоянке на Ауспии одной важной вещи. Далее цитирую –

«...Что касается твоего вопроса. Болотники я беру на несколько размеров больше, кладу туда войлочную стельку,на ногу одеваю простой носок и тонкий шерстяной(пробовал по отдельности - получается хуже),затем наматываю портянку, а поверх нее капроновый длиный носок. Это позволяет без особых усилий одевать и снимать сапоги и не дает портянке сбиваться. Потренеруйся, может придумаешь для себя что-то новое. Привет Перми!»

Могу сказать - проверил – работает. Сохнет все легко, ну кроме войлочных портянок, ноге тепло всегда, даже если промок до пальцев, главное - идти. Так пусть твои походы, Палыч, будут легкими и интересными. Приятных тебе дорог!

В лесу тихо, только дождь шуршит по палатке. Жаль костер зальет. Лежу и думаю, что все здорово - планы сбываются, несмотря на непредсказуемую погоду. Я как маленький танк упорно прусь по тайге к своей цели. Наверно меня вспоминают дома. В общем, в голову лезут одни приятные мысли. С ними я и засыпаю.

За день пройдено 13,3 км.(фрагмент карты)